
Эмоциональное развитие детей
В последнее время просто бум в сфере развития детей. Вы в этом участвуете? А заметили, что акцент чаще идет на интеллектуальную сферу? Иногда даже вопреки здравому смыслу… «Нам надо в студию прийти вовремя, давай я тебя сама одену!» А малыш только познает прелесть одевания самостоятельно. Или: «Развитие с 6 месяцев! Чтение с 2-х лет!» Я согласна, что поколение с другими способностями родилось. И все-таки… Этот крен в сторону интеллектуализации вызывает у меня беспокойство.
Конечно, развивать мышление надо. Опасность таится в том, что иногда получается однобокость такого развития. И вот вырастают умненькие детки, а с эмоциями своими справляться не умеют, общаться со сверстниками нормально не получается, внутренняя тревога высокая и уверенности в себе маловато. Встречались вам такие дети? Они могут быть как застенчивыми, так излишне возбужденными и конфликтными. Как сложится их жизнь дальше и в каких взрослых они вырастут?
Важно развивать ребенка гармонично: интеллектуально, физически и эмоционально. Потому что от этого зависит, какой личностью он станет и насколько здоров будет. Для ориентира приведу эмоциональные особенности в разные периоды.
Эмоциональное развитие детей с рождения до 3-х лет
От рождения до 6 месяцев:
- Проявляет по отношению к родителям большую привязанность, улыбается и охотно реагирует на мимику и речь.
- Получает особую радость от общения, когда видит знакомые лица, предметы, слышит голос или звуков, в первых простых играх.
- Развивает способность в некоторых случаях успокаиваться сам.
От 6 месяцев до 1 года:
- Все более характерно и адекватно реагирует на разное выражение лица, оттенки речи и взаимодействий.
- Все активнее изучает окружение, пробует новое, ищет приятный опыт.
- Пробует разные варианты, чтобы вызвать проявление внимания и любви со стороны родителей.
От 1 года до 1,5 лет:
- Все больше получает удовольствие в играх и проявляет к ним интерес.
- Начинает охотно и правильно реагировать на разный тон голоса (например, просьба что-либо сделать).
- Развивает все большую способность контролировать гнев и проявление неудовольствия.
- Копирует поведение и эмоции других.
- Начинает проявлять интерес в общении с разными людьми, особенно с маленькими детьми.
От 1,5 до 2 лет:
- Увлекают игры «понарошку».
- Начинает использовать для выражения своих чувств жесты и разные интонации.
- Иногда в состоянии огорчения или замешательства ищет уединения.
- Все больше понимает эмоциональные состояния других людей, особенно родителей.
- Реагирует уже более адекватно на разные эмоциональные состояния других, особенно родителей.
От 2 до 3 лет:
- Проявляет эмоции в разных ситуациях, от бурной радости до вспышек гнева, может обижаться, сердиться, развивается способность успокоиться после этого.
- Часто ведет себя так, чтобы проверить эмоциональную ответную реакцию других людей.
- Получает все большее удовольствия и в том числе неприятностей от своего воображения и игр.
- Пытается выражать чувства с помощью слов.
- Начинает беспокоится о том, что могут произойти неприятные события.
- Ищет подтверждения, что в семье все благополучно.
Эмоциональное развитие детей с 3 до 6 лет
От 3 до 4 лет:
- Начинает все больше интересоваться эмоциями, упражняться в управлении ими.
- Пытается «манипулировать» эмоциями других, особенно сверстников.
- Проявляет беспокойство о своей половой принадлежности, начинает менять свое самовыражение в соответствии со своим полом.
- Становится более привязанным к родителю противоположного пола, что может привести к соревновательности и даже соперничеству с родителем своего пола.
- Стремится к обсуждению эмоций.
- Начинает проявлять эмоциональный отклик на сны.
От 4 до 6 лет:
- Ищет адекватный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме: рисует, лепит, играет.
- Начинает высказывать свои соображения о причинах и эмоциональных реакциях.
- Становится все более самостоятельным в плане получения удовольствия и в поиске выхода при эмоциональных затруднениях.
- Ищет и уважает справедливость в эмоциональных конфликтах.
- Проявляет все больше сочувствия и любопытства к другим людям, особенно сверстникам.
~~~ ψ ~~~
Вы обращаете внимание на то, как развивается ваш ребенок в эмоциональной сфере?
Есть желание обсудить какие-то особенности? Готова вам помочь.
Весь мой опыт для вас. Психолог Елена Ковалева