Тревожность. Спокойнее раньше жили, правда?
Тревожность становится постоянным спутником нашей жизни в связи с известной ситуацией.
Перенимают это и дети. Разговоры взрослых, ограничения и запреты, изменившийся уклад жизни.
Что же овладевает нами? Пока мы не понимаем, что это – оно управляет нами, диктует, какие принимать решения, что делать. Когда же появляется осознанность и понимание, какие чувства нами владеют, то восприятие мира и текущей ситуации становится более адекватным.
Что же такое тревожность?
Оказывается, слово «тревожный» появилось впервые в словаре 1771 года. Сначала тревогу объясняли, что она появляется в результате сигнала об опасности, который повторился трижды.
В психологическом словаре (1997) такое определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Тревога и тревожность отличаются друг от друга, и хорошо научиться их различать. Тревога появляется периодически в виде беспокойства, волнения и как правило, имеет реальную причину. Тревожность является устойчивым состоянием, и объяснить её причину часто затруднительно.
Например, волнение перед выступлением. Сильное беспокойство может проявляться не всегда, и в некоторых ситуациях даже можно оставаться внешне спокойным. Это проявление тревоги. А вот когда тревога повторяется в самых разных ситуациях, часто и без особой причины, то это проявление тревожности.
Тревожность не связана с определенной ситуацией и присутствует как фон в настроении. Когда человек боится чего-то конкретного, то это проявление страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Понаблюдайте за собой. Что у себя замечаете, тревогу или тревожность?
При первом варианте – это естественная реакция организма при видимой причине. При втором варианте это может стать устойчивой чертой личности (или уже есть). И часто тревожность, как особенность человека, создает разные сложности и неудобства. Дети перенимают поведение, усваивают и копируют такие реакции неосознанно.
При желании – можно это исправить.
Записаться на консультациюПомощь и поддержка психолога
Елена Ковалева